HDS

Объявление

Приступаем к работе.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » HDS » Дискуссии » ЧРС


ЧРС

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Что такое ЧРС (ЧеловекоРазмерные Системы), как они определяются, характеризуются.. Обсуждаем в данном разделе.

0

2

Человекоразмерной  предложено называть сложную, самоорганизующуюся систему, в которой  человек играет особую роль.
Особость заключается в том, что, будучи имманентно в нее включенным, человек вовлекается во взаимодействие между ее  элементами, что сопровождается  нарастанием нелинейности, при которой  преобразование системы, производимые человеком,  модифицируют его самого. Возникающие взаимные преобразования,  порождает сложную динамику, от которой зависит перспективы, как отдельных людей, так и сложных социальных объектов и человечества в целом.
   Примером человекоразмерных систем являются: экономики, социумы, корпорации, консорциумы, биогеоценозы, биосфера.
После открытия Антропного принципа, оказалось возможным утверждение, что Вселенная в момент своего зарождения была чувствительна к сознанию, носителем которого в последующем оказался человек. Таким образом, Вселенная при определенных оговорках может быть описана как человекоразмерная система.
В связи с этим, космо-, биосферо-, антропо-, культуро-, социо-, техносферогенез рассматриваются как взаимосвязанные  процессы  внутри человекоразмерной системы.

Человекоразмерные системы обладают симметрией, то есть инвариантностью по отношению к некоторым видам преобразований.
Эта симметрия является проявлением  трансцендентных функций, которые придают архетипические черты, структуре, и динамике человекоразмерных систем. 
Таким образом, архетипы, поддерживающие специфические для  вида Homo Sapiens человеческие свойства, формируют основные тренды в динамике человекоразмерных систем.
Человекоразмерные системы вовлечены как в  физическое, так и психическое пространство-время,  и могут описываться  только в процессе междисциплинарного дискурса, направленного  на поиск новой парадигмы в исследовании жизненного мира человека.
Исследования динамики человекоразмерных систем призваны обеспечить разработку    новых гуманитарных  технологий  удобными и эффективными инструментами моделирования условий и процессов существенным образом влияющих на тенденции их развития.

0

3

Цитата Степина http://spkurdyumov.narod.ru/Stepin51.htm
В системе ценностей и мировоззренческих образов техногенной (западной) культуры человек рассматривается как противостоящий природе, вектор его активности направлен вовне, на преобразование мира. Восточная традициалистская система ценностей полагает человека включенным в организм природы, как бы растворенным в ней; вектор человеческой активности ориентирован не столько вовне, сколько вовнутрь, на самовоспитание, самоограничение, включение в традицию.

Я думаю, что синтез этих двух противоположных представлений будет связан с корреляцией, взаимной зависимостью этих двух векторов. Это будет не западная и не восточная система ценностей, а нечто третье, синтезирующее достижения современной техногенной культуры и некоторых идей традиционных культур, обретающих сегодня новое звучание.

Предпосылки такого синтеза возникают не только благодаря осознанию опасности глобальной экологической и антропологической катастрофы, угрозы грядущего апокалипсиса, осознанию, стимулирующему поиск новых ценностей и этических регулятивов деятельности. Эти предпосылки порождаются также и современными тенденциями научно-технического развития, которое составляет один из базисных компонентов всей современной цивилизации.

Не отрицая ценности идей новой этики, я предлагаю посмотреть на них с иной точки зрения, увязать их с происходящими внутри самого техногенного развития изменениями типа научной рациональности и стратегий технологической деятельности. Эти стратегии связаны с освоением принципиально новых типов объектов, которые представляют собой сложные саморазвивающиеся системы. Среди них главное место занимают человекоразмерные системы, включающие человека в качестве своего особого компонента. Образцами таких систем выступают: биосфера как глобальная экосистема, биогеоценозы, объекты современных биотехнологий, социальные объекты, системы современного технологического проектирования.

Сегодня в социальных и производственных технологиях все чаще проектируются не просто техническое устройство и даже не система «техническое устройство — человек», а целостный комплекс, выступающий как сложная развивающаяся система: «техническое устройство – человек» плюс особенности природной среды, в которую будет внедрятся соответствующая технология, плюс особенности социокультурной среды, принимающей данную технологию.

Стратегия деятельности с саморазвивающимися системами неожиданным образом порождает перекличку между культурой западной цивилизации и древними восточными культурами. И это очень важно, если иметь в виду проблемы диалога культур как фактора выработки новых ценностей и новых стратегий цивилизационного развития. Долгое время наука и технология в новоевропейской культурной традиции развивались так, что они согласовывались только с западной системой ценностей. Теперь выясняется, что современный тип научно-технологического развития можно согласовать и с альтернативными и, казалось бы, чуждыми западным ценностям мировоззренческими идеями восточных культур.

Еще
http://filosof.historic.ru/books/item/f … ndex.shtml
http://kyrgyzstan.kosmopoisk.org/sinergetika_2.html

0


Вы здесь » HDS » Дискуссии » ЧРС